Htv-x1: новое поколение японских грузовиков успешно стартовало и пристыковалось к МКС

HTV-X1: Новое поколение японских грузовых кораблей

26 октября в 09:15 по японскому времени (00:15 UTC) с космодрома Танэгасима стартовал тяжёлый носитель H3 в конфигурации 24W, выведя на орбиту первую модифицированную версию грузового транспортного корабля HTV нового поколения — HTV-X1. Эту миссию можно считать важной вехой в развитии японской космической логистики, так как впервые был применён полностью переработанный «Аист» (в оригинале — «Конотори»), адаптированный под современные требования эксплуатации и пригодный для перспективных миссий, включая доставку грузов к лунной станции Gateway.

Новая версия корабля, HTV-X1 (H3 Transfer Vehicle – X), стала преемником предыдущей модели HTV, продемонстрировав значительные улучшения как в техническом оснащении, так и в грузоподъёмности. Впервые за всю историю японской космической логистики был использован носитель H3 в своей самой мощной конфигурации — 24W, оснащённый двумя жидкостными двигателями LE-9 (Type 1A) и четырьмя твердотопливными ускорителями SRB-3, а также увеличенным головным обтекателем.

Через 14 минут и 4 секунды после старта, HTV-X1 успешно отделился от ракеты-носителя. Сигнал от корабля был оперативно принят через американскую спутниковую систему TDRS, и управление перешло к ЦУПу в Цукубе. Сразу после этого были развернуты солнечные батареи и проверена система ориентации в трех осях. На пути к Международной космической станции специалисты JAXA провели серию орбитальных манёвров и коррекций.

При подлёте к МКС была протестирована система ближней навигации PROX (Proximity Communication System), обеспечивающая безопасное сближение с орбитальным комплексом. Подход к станции происходил снизу, с так называемой «надиральной» стороны, и на расстоянии 10 метров корабль совершил остановку для захвата манипулятором.

30 октября в 00:58 JST (29 октября в 15:58 UTC) бортинженер 73-й экспедиции МКС Кимия Юи с помощью канадского манипулятора SSRMS (Canadarm2) захватил HTV-X1, став первым человеком, осуществившим захват нового поколения японского грузовика. Его ассистенткой была американская астронавтка Зина Мария Кардман. После захвата корабль был перемещён к модулю Harmony и состыкован с его надиральным портом. В 20:10 JST завершилась полная интеграция корабля в состав МКС.

С этого момента HTV-X1 стал полноценной частью станции, обеспечивая доставку грузов и поддержку жизнедеятельности экипажа. После подключения кабелей связи, энергосистем и воздуховодов, экипаж провел проверку герметичности и начал разгрузку доставленных материалов.

HTV-X1 имеет ряд конструктивных отличий от своего предшественника. Прежде всего, это увеличение грузоподъемности: вместимость герметичного отсека выросла на 45% (до 5,85 тонн), а объем внутреннего пространства достиг 78 м³ (против 49 м³ у HTV). Также предусмотрена возможность быстрой загрузки свежих продуктов — менее чем за сутки до старта. Это особенно важно для длительных экспедиций, где рацион питания имеет критическое значение.

Служебный модуль, одна из ключевых инноваций HTV-X1, обеспечивает более универсальную архитектуру корабля. Это делает его пригодным не только для снабжения МКС, но и для будущих миссий к Луне, в частности, к окололунной станции Gateway. Логотип HTV-X1 украшен девятью звездами, символизирующими все предыдущие японские грузовые миссии. Сам корпус корабля окрашен в золотистый цвет, унаследованный от последнего аппарата серии HTV-9.

Технические характеристики HTV-X1 таковы: длина корпуса — 8 метров, диаметр — 4,4 метра, общая стартовая масса — 16 тонн. Из них 3,8 тонны приходится на служебный модуль, 2,4 тонны — на топливо и сжатый газ. Герметичные грузы составляют до 4 тонн, а негерметичные — до 2 тонн. Корабль рассчитан на пребывание в составе МКС до шести месяцев.

Интересно, что запуск HTV-X1 стал первым после почти девятимесячного перерыва в полётах ракеты H3, предыдущий из которых состоялся 2 февраля 2025 года с выведением на орбиту спутника QZS-6 системы навигации QZSS «Митибики». В рамках ближайших планов JAXA – запуск следующей ракеты H3 (в конфигурации 22S) 7 декабря, которая доставит на орбиту пятый спутник «Митибики-5». Кроме того, в будущем ожидается старт ракеты H3 F6 в модификации 30S, однако точная дата пока не определена.

HTV-X1 стал не только очередным шагом в развитии японской космической программы, но и символом амбиций страны в лунной гонке. К 2030 году Япония планирует отправить человека на Луну, и новые транспортные технологии, отработанные на примере HTV-X1, станут решающим элементом в этом стратегическом направлении. Уже разрабатывается версия HTV-XG — модификация для лунных миссий, способная доставлять грузы к станции Gateway, вращающейся на орбите вокруг Луны.

Кроме транспортных задач, HTV-X станет платформой для научных и технологических экспериментов. Возможность доставки негерметичных грузов и установка оборудования на внешней поверхности корабля открывает широкие перспективы для тестирования новых технологий в условиях космоса — от энергоэффективных солнечных панелей до элементов систем жизнеобеспечения для длительных межпланетных полётов.

Японская программа снабжения МКС и будущих лунных миссий демонстрирует высокий уровень инженерной проработки и стремление к автономности. Вместе с участием в международных проектах, таких как программа Artemis и строительство Gateway, Япония укрепляет своё положение в числе ведущих космических держав.

HTV-X1 стал не просто модернизацией, а фактически новым этапом в развитии японского космического транспорта. Его успешный запуск и пристыковка к МКС подтверждают готовность Японии к более сложным задачам в космосе, включая поддержку пилотируемых миссий за пределами низкой околоземной орбиты.

Прокрутить вверх