Заголовок: Китайская ракета «Иньли-1» вывела на орбиту три спутника: второй запуск тяжелой твердотопливной ракеты прошёл успешно
11 октября 2025 года в 10:20 по пекинскому времени (02:20 UTC) с морской платформы, расположенной в районе порта Хайян (провинция Шаньдун), была успешно запущена ракета-носитель «Иньли-1» (YL-1 №Y2). Это был уже второй старт новой китайской ракеты, принадлежащей к семейству «Иньли», разработанной частной компанией OrienSpace. В результате выведения на орбиту три малых космических аппарата коммерческого назначения были доставлены в космос.
По данным американского космического каталога, после запуска на орбите оказались четыре объекта: три спутника и ступень ракеты, использованная для вывода полезной нагрузки. Их международные обозначения и параметры орбит уточняются, поскольку соответствие между наблюдаемыми телами и заявленными аппаратами пока носит предварительный характер.
«Иньли-1» — это продукт китайской частной компании OrienSpace, официально зарегистрированной как Oriental Space (Shandong) Technology Co. Ltd. Разработка ракеты велась при участии Четвёртой академии Китайской корпорации аэрокосмических технологий (CASC), специализирующейся на твердотопливных двигателях. Главный инженер проекта и руководитель программы — Бу Сянвэй.
Несмотря на формальное отнесение к ракетам среднего класса, «Иньли-1» обладает исключительными характеристиками: её стартовая масса составляет 405 тонн, а стартовая тяга превышает 600 тонн. Это делает её самой тяжёлой твердотопливной ракетой, когда-либо созданной. Конструкция включает центральный блок и четыре боковых ускорителя, каждый из которых имеет диаметр 2,65 метра и длину порядка 10 метров. Интересно, что твердотопливный двигатель центрального блока запускается уже после старта — в полёте, что делает боковые блоки фактически первой ступенью.
Обтекатель ракеты длиной 9,345 м и диаметром 4,2 м закрывает третью ступень и полезную нагрузку. Для управления ориентацией ракеты используется система с 12 жидкостными двигателями малой тяги (по 700 Н) и четырьмя микродвигателями (по 50 Н).
Дизайн ракеты, по признанию даже разработчиков, нельзя назвать эстетичным — она выглядит грубовато. Тем не менее, летает исправно и уже продемонстрировала свою работоспособность.
Ракета способна выводить до 6500 кг полезной нагрузки на низкую орбиту, а на солнечно-синхронную орбиту (ССО) высотой 500 км — до 4200 кг. Потенциально она может запускать до 30 малых спутников по 100 кг каждый — но пока такие возможности остаются теоретическими.
Первый запуск «Иньли-1» состоялся 11 января 2024 года. Тогда на орбиту было выведено три спутника массой примерно по 50 кг каждый. Второй запуск, выполненный почти через полтора года, задержался по ряду причин. Первоначально планировалось провести два дополнительных пуска ещё до конца 2024 года, однако сроки были сорваны.
Причиной задержек стали, в частности, финансовые трудности основного заказчика — компании «Чангуан», заказавшей четыре пуска ракеты по цене около 27,5 млн долларов США за каждый. Однако компания не смогла обеспечить своевременную поставку спутников типа «гаофэнь 05», что привело к сдвигу графика.
В итоге ракета Y2 прошла приёмку только в июне 2025 года и встала в очередь запусков после трёх стартов более лёгкой версии SD-3. Последний из них состоялся 24 сентября, что позволило высвободить стартовую платформу для запуска более тяжёлой YL-1.
Запуск «Иньли-1» производится с морской платформы «Дунфан хантянь ган», размещённой на корабле. В отличие от лёгкой SD-3, стартующей с навесной площадки за кормой, ракета YL-1 запускается ближе к центру палубы, где предусмотрен газоотвод с двумя каналами, встроенными в корпус судна. Для SD-3 в этом месте временно возводится ангар для горизонтальной сборки ракеты.
Вторая ракета, как и первая, получила имя «Хайлань чжицзя» в честь китайского модного бренда HLA, логотип которого был размещён на корпусе носителя. Дата запуска была официально подтверждена 29 сентября, после публикации уведомлений о закрытии опасных районов в акваториях Жёлтого и Филиппинского морей. Несмотря на то, что для оптимального запуска на ССО требовалось бы переместиться восточнее Шаньдуна, старт был выполнен практически с причала, с азимутом 157°.
Этот запуск стал 600-м в истории китайского ракетостроения в рамках серии «Чанчжэн» и других программ. Также он вошёл в десятку последних запусков глобального проекта Starlink от SpaceX, которые совпали по времени.
Дополнительно стоит отметить, что запуск с морской платформы — это часть новой тенденции в китайской космонавтике. Морские старты позволяют более гибко выбирать орбитальные параметры, снижать риски для населения и инфраструктуры, а также упрощают логистику в условиях высокой плотности населения на побережье. Китай активно развивает это направление, следуя примеру США, которые ранее использовали морские платформы для запусков например в рамках проекта Sea Launch.
Кроме того, твердотопливные ракеты, подобные «Иньли-1», могут играть важную роль в обеспечении быстрого доступа к орбите — благодаря меньшему времени подготовки и повышенной надёжности. Это особенно ценно для военных и экстренных гражданских миссий.
Появление частных компаний, таких как OrienSpace, свидетельствует о трансформации китайской космической отрасли. Государственные корпорации по-прежнему играют ведущую роль, однако именно частные инициативы стимулируют инновации, создавая конкуренцию и снижая стоимость запусков.
Запуск «Иньли-1» также демонстрирует растущую коммерциализацию китайской космической индустрии. Возможность интеграции рекламных брендов на ракету — как в случае с HLA — говорит о попытке использовать космические технологии для продвижения бизнеса, что до недавнего времени было характерно только для США и Европы.
В будущем, если OrienSpace сумеет наладить регулярные запуски и обеспечить более чёткую логистику поставок полезных нагрузок, ракета «Иньли-1» может занять нишу в сегменте недорогих и быстрых доставок малых аппаратов на орбиту. В условиях растущего спроса на спутниковые группировки, такие решения будут востребованы как внутри Китая, так и на международном рынке.
Таким образом, несмотря на скромное количество выведенных спутников, второй полёт «Иньли-1» стал важным шагом в развитии частной китайской ракетной индустрии и продемонстрировал потенциал страны в области морских запусков и тяжёлых твердотопливных носителей.



